Литература А. Петрушевская. «Новые Робинзоны» Рассказ Людмилы Петрушевской «Новые Робинзоны»



Дата конвертації01.11.2018
Розмір34.3 Kb.
Назва файлуХудайшукурова Оразгуль. А. Петрушевская. Новые Робинзоны.docx
ТипЛитература

Худайшукурова Оразгуль, студентка 3го курса, специальности Русский/английский язык и литература

А. Петрушевская. «Новые Робинзоны»

Рассказ Людмилы Петрушевской «Новые Робинзоны» считается антиутопическим – в нем царит желание убежать от цивилизации, самоизолироваться от правящего режима (в данном случае – тоталитарного), скрыть себя от обмана, жестокости и насилия – от всего того, что было основой государства, в котором жили герои рассказа. 18-летняя героиня рассказывает нам частичку своей истории жизни: «...моих бабушку и дедушку... я видала только в глубоком детстве, а дальше все утонуло в скандалах из-за моей мамы и дедовской их квартиры, провались она пропадом, с генеральскими потолками, сортиром и кухней...». Единственным правильным желанием людей в такое ситуации будет желание убежать от всего происходящего, с чем они не желали мириться, скрыться от всех проблем и серых будней. Это вполне логично, ведь как может ужасный тоталитарный режим, который был правящим в том обществе, система (в которой человек просто жертва; его идеи и идеалы не совместимы с системой) и конфликт интересов и цивилизации не толкнуть людей к такому шагу (я имею в виду к побегу)?! Герои не выдерживают груза таких событий: «Мои папа с мамой решили быть самыми хитрыми и в начале всех дел удалились со мной и с грузом набранных продуктов в деревню, глухую и заброшенную, куда-то за речку Мору…». Эта деревушка становится попыткой спастись для главных героев рассказа, здесь они хотят построить все заново, сделать все возможное, чтобы получить максимум благ и удобств для своей жизни. Герои надеются, что в этой Богом забытой деревне их никто не тронет, никто не помешает, и гармония будет сопровождать их жизни постоянно: «...И отец начал лихорадочные действия, он копал огород, захватив и соседний участок... вскопали огород, посадили картофеля три мешка, вскопали под яблонями, отец сходил и нарубил в лесу торфа. У нас появилась тачка на двух колесах, вообще отец активно шуровал по соседним заколоченным домам, заготавливал что под руку попадется...".

Я не поняла сути рассказа с первого раза, потому я ознакомилась с ним повторно, и знаете, я проследила череду интересных событий и деталей, которые на первый взгляд мне не попались. Вот к примеру, начало рассказа говорит нам, что «...во всей деревне было три старухи, Анисья, совсем одичавшая Марфутка и рыжая Таня, у которой единственной было семейство...». Сумасшедшая Марфутка и совсем одинокая Анисья – это две героини, которым ничего не нужно и они хотят просто спокойно умереть в своих стареньких домиках; они привыкли к одиночеству, голоду и нищете, их это никак не смущает, и героини ничего не хотят менять. Таня в 17 лет украла поросенка из своего колхоза, за что и была отправлена на Колыму для ссылки. Здесь же она одна из трех героинь смогла завести хоть какое-то хозяйство и изменить рутину жизни в свою пользу. Здесь я и увидела мнение Людмилы Петрушевской касательно жизни и судеб своих героинь: «...бабка Анисья была единственный человек в деревне (Марфутка не в счет, а Таня была не человек, а преступник)». Вот тут и проявляется странная и непонятная для меня деталь: эту одинокую старуху автор считает «кладезем мудрости» и той лазейкой в развитии общества, которая очень ему нужна для этого. Параллельно к старому, величайшему жизненному опыту в рассказе появилась Лена (дочь пастушки Верки, которая повесилась). Я считаю, что Лена и младенец, которого нашли на крыльце – это образы-символы лучшего будущего, которое заслужили герои. Я думаю, что такое появление детей дало возможность назвать это общество своеобразным «Ноевым ковчегом», потому что он был как отдушина для героев в огромнейшем, жестоком мире, который каждую секунду давил на всех героев рассказа. Герои не хотели мириться с жестокими правилами, прогнуться под гнетом системы, именно поэтому они жили спокойно в глухой лесной тиши, сбежав от многоэтажек и загрязнения. В самом конце рассказа «Новые Робинзоны» описана следующая ситуация: «...отец однажды включил приемник и долго шарил в эфире. Эфир молчал. То ли сели батареи, то ли мы действительно остались одни на свете. У отца блестели глаза: ему опять удалось убежать!»

«В случае, если мы не одни, к нам придут. Это ясно всем... Когда мы будем, как Марфутка, нас не тронут.

Но нам до этого еще жить да жить. И потом, мы ведь тоже не дремлем. Мы с отцом осваиваем новое убежище...»

Мне кажется, что в финале показана вся трагичность такой отчужденной жизни человека от цивилизации. Несмотря на образы-символы спасения в лице Лены и Найдена, и неимоверного кладезя мудрости в лице Анисьи, собственного хозяйства, достатка пищи, я думаю, что в судьбах героев все равно остается доля тоски по цивилизации и окружению. В произведении часто употребляются слова «пища» и «насыщение», особенно в финале. Я думаю, автор употребляет эти слова из-за их созвучия. В конечном итоге рассказа происходит полная изоляция от мира и процесс жизни только ради насыщения (чтобы не умереть голодной смертью). На мой взгляд, эта картина ужасающа.



Я думаю, что рассказ Людмилы Петрушевской это своего рода предупреждение для людей – ведь если будет такая система, давящая на всех людей и заставляющая их сбежать, обустраивать свой островок счастья и проживать жизнь по циклу кушать-спать, это будет конец цивилизации.

Поділіться з Вашими друзьями:


База даних захищена авторським правом ©bezref.in.ua 2019
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка